Итак Costa Concordia. Очередной миф о непотопляемости, неуязвимости, безупречности пошёл ко дну. Огромный круизный лайнер - чудо современных технологий, торжество прогресса, свидетельство величия человека , свидетельство «превосходства человека над природой», претензия на совершенство - пропорол днище о подводные камни у самого берега Италии и лёг на бок, за несколько часов превратившись из символа величия и торжества человека в позор «человеческого фактора».
Также как и Титаник. И говорят, что в момент самой катастрофы на борту лайнера играла музыка из кинофильма «Титаник». И такое же замешательство команды и молчание в течении нескольких часов, которые можно и нужно было потратить на спасение пассажиров.(что сдерживало? Стыд?) И бегство капитана с борта Costa Concordia .Бегство от чего? От чего он спасался, так позорно бросая своё судно с пассажирами на борту ? Вряд ли он спасал свою жизнь - берег был рядом. Спасался от стыда своего несовершенства?
Базон Хикса - это частица, которую учёные пытаются обнаружить с помощью коллайдера. После взрыва - рождения вселенной - образуются частицы и античастицы, материя и антиматерия. Эти частицы имеют массу. Но вот откуда она(масса)а взялась у частиц, учёные не могут понять. Предполагается, что частицы плавают в чём-то как в суповом бульоне, и предполагается, что «бульон» этот и состоит из частиц, которые пока не обнаружены, но получили название «Базон Хикса».
Теперь пересечём контексты научного эксперимента и социума, ибо давно известно, что в этой реальности всё бесконечно повторяется и живёт по одним и тем же законам, вернее по одному и тому же закону, который может быть выражен разными способами - языком цифр, языком науки, языком социума, языком нот….
Математики считают, что эта реальность – это формула и все мы живём внутри этой формулы, собственно, самой этой формулой мы и являемся.
Психологи считают, что мы все варимся в бульоне, который называется «социум». Мы и являемся этим самым социумом - мы его создаём ежедневно, мы им создаёмся ежедневно, мы связаны самим этим социумом и выпадение из социума означает смерть - разные степени изоляции, то есть разные степени смерти вплоть до полного ухода.
Что придаёт нам массу? Что делает нас людьми? Что связывает нас с другими частицами? Что является «социальным бульоном»? Без чего не было бы такого коллективного образования, как социум? Без чего мы были бы свободны от социума, свободны друг от друга? В чём проблема нарцисса – человека с нарциссическим расстройством личности? Что делает ребёнка членом семейной системы? Что заставляет его очеловечиваться? Что позволяет ребёнку встроиться в математическую формулу жизни социума и стать его составляющей, его частью? Что обозначило принадлежность Адама и Евы к человеческому роду?
Стыд.
Стыд- это «социальный бульон». «Облипая стыдом» мы тяжелеем и плаваем в «бульоне социума». Стыд придаёт нам массу. Если мы «лишимся» стыда(вытесним его в результате нарциссической травмы), мы можем стать «слишком лёгкими» и «испариться» из социума –уйти в ту или иную степень изоляции, «независимости» от социума.
Если стыда в человеке слишком много, он становится «тяжёлым», и постепенно опускается на « дно общества», то есть на дно «кастрюли социального бульона».
И в первом и во втором случаях проблемы со стыдом человеком не осознаются. Человек не осознаёт, что именно перегруженность стыдом привели к уходу из общества( разными способами) - человек не контактирует со стыдом, то есть «потерял» стыд, что именно так и выглядит для других членов общества. Человек спился –«потерял стыд» говорят те, кто его непосредственно окружает.
Люди, перегруженные стыдом, живут тяжело. По мере осознавания и проработки стыда , то есть по мере «его нахождения» - присвоения человек становится, как будто, легче и начинает жить легко- всплывает на поверхность «социального бульона».
Но при чём здесь «Титаник» и Costa Concordia?
Западный человек стремится к тому, чтобы всё вокруг него было совершенным, безупречным, неуязвимым. Западный человек хочет, чтобы всё вокруг него стало «непотопляемым», то есть бессмертным. Восточный человек совершенствует себя и ищет духовного бессмертия.
Все ищут совершенства. Почему? Потому что мы приходим сюда уже обременённые чувством стыда – первородный грех. Нас в эту реальность «опускают». Мы не доучились, не обрели бессмертие и нас возвращают «доучиваться». Западный человек совершенствует всё вокруг себя, отказываясь понимать, что стыд – это то, что должно заставлять нас стремиться к совершенству, но к совершенству духовному, а не материальному. Поэтому западный человек как бы «потерял» стыд и ищет его где угодно, но не в себе - в коллайдере, например, то есть вовне. Человек заявляет о непотопляемости, а оказывается на дне.
То, что было названо безупречным и непотопляемым, стало очередным «позором» и угрозой, потому что вмешалось то, что называется «человеческая природа», которая несовершенна, не может быть совершенна и никогда не будет совершенна, потому что несовершенство заложено в самой формуле жизни, это переменная, благодаря которой существует уравнение, это и есть само уравнение- несовершенство. Бессмертие – это результат решения уравнения. Несовершенство – это необходимое условие для решения уравнения – для достижения просветления, то есть бессмертия. Несовершенство- это то, с чем мы приходим и то, что является базоном Хикса и выражается стыдом - первородный грех. Попытка избежать стыд вместо духовного совершенствования, попытка объявить что-то безупречным, непотопляемым, то есть бессмертным приводит к плачевным результатам – человек неизбежно оказывается перед лицом собственного несовершенства, то есть возвращается к началу, но в ещё более жёстких условиях.
Вновь и вновь он обнаруживает то, от чего уйти нельзя -стыд несовершенства, ибо это и есть человек. То есть человек обнаруживает себя, потому что от себя уйти невозможно. Изменяя что-то вовне человек снова и снова натыкается на себя. Невозможно обрести совершенство вовне человека.
Реальность – это зеркало и она обязательно отразит человеку его самого и вернёт к тому, что изменять нужно не природу вокруг, а себя самого, свою природу. Нужно искать бессмертие внутри себя, что и показал Иисус. Человек строит совершенные корабли, объявляет их бессмертными и напарывается на то, что под водой, что скрыто от глаз – на свою несовершенную природу. И снова бежит от стыда. Порочный круг.
Не от стыда ли бежал с корабля красавчик-капитан экскурсионного лайнера, в очередной раз подтвердив, что претендовать на безупречность бесполезно, что бессмертие – непотопляемость – это внутрипсихическое понятие. Человек непотопляем только после просветления- воскресения - потому что он уже обрёл свою божественную природу и понял, что смерти нет.
Попытка избавиться от стыда часто выглядит, как полное бесстыдство и, собственно, этим и является, снаружи. Искать бессмертия снаружи - это заблуждение, которое вновь и вновь рассеивается. Сколько ещё уроков понадобится западному человеку, чтобы понять, что совершенство(бессмертие- непотопляемость) лежит не во вне, а внутри человека ?Обретение бессмертия начинается с принятия своей небезупречности, своей человечности( Иисус на кресте), а не через попытки создать что-то безупречное, непотопляемое. Когда человек встретится со стыдом своего несовершенства, своей уязвимости, беспомощности и зависимости , тогда он сделает шаг к осознанности, к непотопляемости – к бессмертию. И тогда не нужно будет бежать от стыда своего несовершенства , покидая «свой корабль жизни», покидая себя и в результате оказываться в тюрьме, вместо обретения свободы.
Поиск безупречности опасен – человек либо погибает, либо оказывается в тюрьме, либо из-за него гибнут другие.
Спасение лежит не в плоскости поиска безупречности, не в разгадке секретов творения и искусственного создания бессмертия. Спасение лежит в плоскости признания своей слабости и зависимости, в признании своей человеческой природы. И когда приняты боль и стыд человечности, человек становится Богом - воскресает и обретает бессмертие – человек спасается и может указать другим, как спастись. Круг разомкнут.
2000 лет мы это знаем. И всё-таки «спасаемся» от стыда безупречностью и ищем стыд в коллайдере. То есть делаем всё наоборот. И терпим крушения и катастрофы из-за «человеческого фактора». И оказываемся лицом к лицу со стыдом, от которого пытались спрятаться за безупречностью совершенства.
Почему так? Потому что нет совершенства, оно не предусмотрено в геноме человека. Потому что мы стремимся к бессмертию. Потому что боимся себя, не знаем своей божественной природы. Потому что кажется, что легче постичь и изменить что-то вовне, а не в себе. Потому что ленивы. Потому что мы люди!