или Все мужики – ослы
Комплекс Титании - женский комплекс, который выражается в поиске идеального мужчины. Обладательницы этого женского комплекса – мечтательницы и фантазерки, создавшие в своем воображении образ идеального партнера.
А поскольку, как нам всем известно, идеалов не существует, то, едва сблизившись с очередным понравившимся ей мужчиной, женщина-Титания очень быстро в нем разочаровывается.
Поэтому поиск продолжается всю жизнь.
Формируется этот комплекс под влиянием литературных произведений и кинофильмов. Как и женщины с комплексом Алисы, «Титании» - жертвы собственных фантазий.
Отличие заключается в том, что «Алисы» мечтают о сказке,
о романтической атмосфере, которая описывается в произведении, а «Титания» - о его главном герое.
Называется этот женский комплекс по имени героини пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь» – королевы фей Титании. Однажды Титания поссорилась со своим супругом – духом Обероном. В наказание разгневанный Оберон, на пару с озорником Эльфом, сыграли со строптивицей злую шутку…
Пока Титания спала, они намазали ее веки соком волшебного цветка, чтобы, проснувшись, она влюбилась в первое живое существо, которое попадется ей на глаза. Лучше всего – в какого-нибудь дикого зверя. К счастью, первым пред светлыми очами пробудившейся ото сна Титании предстал не волк или медведь, а простой ремесленник, ткач. Правда…с ослиной головой на плечах. Образ человека-осла пленил взор Титании, и королева фей потеряла голову от любви.
Когда вскоре шутник-Оберон все-таки расколдовал свою супругу, Титания была немало удивлена, что могла влюбиться в парня с хвостом и ослиными ушами. И после вспоминала свое увлечение ослом, как страшный сон…
Если шекспировская Титания воспылала страстью к неотесанному работяге с ослиной головой благодаря собственному мужу, то женщины, страдающие данным комплексом, влюбляются в художественный образ, предложенный писателями и режиссерами. Они проникаются любовью к вымышленным героям фильмов и книг.
Свой мужской идеал женщины-Титании формируют под влиянием прочитанных книг и просмотренных кинофильмов.
Не удивительно, что такой даме трудно найти подходящего партнера. Ведь требования, предъявляемые романтически настроенной «Титанией» к потенциальному избраннику, весьма высоки. И обыкновенному, земному мужчине бывает довольно сложно конкурировать с бесстрашными киногероями и утонченными литературными персонажами.
Иногда отчаявшаяся встретить своего принца «Титания» может снизойти до простого смертного. И связать свою жизнь с человеком, имеющим лишь отдаленное сходство с запавшим ей в душу идеальным образом.
Однако, если при ближайшем рассмотрении выясняется, что мужчина имеет те или иные недостатки (храпит, не гасит за собой свет в туалете, путает Льюиса Кэрролла с Клайвом Льюисом), – любовь «Титании» к нему быстро меркнет. И супруг начинает все больше напоминать ей глупого осла, нежели романтический идеал мужчины.
Разочарованная женщина вновь принимается мечтать о «том единственном»: он является к ней во снах, Мужчину Мечты «Титания» представляет в своих сексуальных фантазиях. Она все еще продолжает надеяться на встречу с ним. Но годы идут, и шансов повстречать живое воплощение ее давних грез становится у «Титании» все меньше.
Постепенно иллюзии утрачиваются, может появляться чувство потери смысла жизни, озлобленность на несправедливо устроенный мир. Если все это время женщина была замужем, то, зачастую, именно супруг становится виноватым в том, что ее судьба сложилась совсем не так, как она бы того хотела. Именно в мужа – такого «заурядного» и «далекого от совершенства» – принимается «титания» метать свои гневные стрелы.
Частенько в ход идут воспоминания о романах молодости, которые,
«к сожалению», не завершились браком, мифических, «страстно влюбленных» в нее мужчинах, с которыми развела ее злодейка-судьба… Одним словом, как замечательно все могло бы сложиться, если бы не этот дурацкий осел…
И снова отправляется «Титания» на поиски своего Супергероя. Того идеального и недосягаемого мужчины, в глазах которого, как в зеркале, отражался бы ее собственный прекрасный и безупречный образ.
Женщина с подобным комплексом обладает нарциссическими чертами, и, как следствие, – не умеет глубоко чувствовать, понимать, принимать и по-настоящему любить других людей. Нафантазировав прекрасный образ собственного «Я» (весьма далекий от реальности), она принимается искать себе столь же прекрасного во всех отношениях партнера. Иногда ей кажется, что она нашла того, кого искала.
Однако стоит лишь «Титании» приблизиться к понравившемуся человеку, как над его головой со всей отчетливостью начинают вырисовываться «ослиные уши»
Мнение эксперта Ирины Ситниковой:
Всё абсолютно верно описано, но есть одно большое НО.
Этот комплекс порождён не СМИ, не фантазией женщин-Титаний и не сказками Льюиса Кэрола
Этот комплекс является результатом инфантильной травмы - слишком ранней утраты объекта идеализации - и именно поэтому психика впоследствии ищет этот объект с маниакальным упорством.
И распространяется этот поиск не только на партнёра, но, буквально, на всё - работу, квартиру, место жительства,родителей,детей... Это вечный поиск чего-то давно и преждевременно утраченного, того, что не может быть забыто и отброшено, так как не осознано и не оплакано, потому что в момент утраты не было ещё ни осознавания, ни способности(зрелой психики) горевать, оплакивать и отпускать.
Это симптом болезни - нарциссического расстройства и страдают им, в равной степени, и мужчины и женщины. Причины и последствия этой травмы ещё даже более глубоки и болезненны, чем я описала, так как вместе с объектом идеализации утрачивается и объект для индентификации, что влёчёт за собой кризис идентификации, проблемы с идентичностью - кто я, какой я....
Ирина Ситникова- клинический психолог, психоаналитический психотерапевт.
Обо мне
www.psyshans.ru